Треугольник Карпмана — жертва, преследователь, спасатель

Счастье

4 шага на пути к безграничной энергии

⭐ Избавитесь от пожирателей энергии
⭐ Увеличите энергетическую емкость
⭐ Научитесь быстро восстанавливать энергию

Жертва, преследователь и спасатель – главные герои взаимозависимых отношений в психодраме «Треугольник Карпмана».

Термин «треугольник Карпмана» появился в психологии в 1968 году благодаря специалисту Стивену Карпману (трансактный анализ) и его предшественнику Эрику Берну с бестселлером «Игры, в которые играют люди».

Стивен Карпман

Автор «Треугольника» — потомственный американский психоаналитик Стивен Карпман, ученик Эрика Берна. Он неординарный, энергичный человек с харизмой и русскими корнями.

Эрик Берн — создатель теории транзакционного анализа, а Стивену Карпману справедливо приписывают роль создателя первого практического инструмента для работы с людьми в рамках этой концепции.

Карпман — очень разносторонний человек, увлеченный спортом, живописью и даже съемкой в ​​кино. Неудивительно, что модель треугольника родилась из анализа футбольных и баскетбольных стратегий. Представление диаграмм и игровых диаграмм привело его к пониманию распределения поведенческих ролей в конкретных ситуациях.

Используя принцип научной простоты (лезвие Оккама), он сократил их количество до трех, получив таким образом треугольник. Автор назвал его драматическим треугольником, но благодаря легкой руке Эрика Берна теперь он известен всем как треугольник Карпмана.

Треугольник используется в различных областях психологии и не только. Стивен Карпман говорит, что сам не ожидал, что драматический треугольник окажется таким универсальным, и он искренне рад видеть, что возможности этого инструмента расширяются, принося пользу людям.

Игры, в которые мы играем

Мы все живем в обществе, взаимодействуя друг с другом. Не секрет, что мы выполняем разные роли в зависимости от ситуации, социальной группы, в которой мы находимся (семья, коллектив на работе и т. д.), наших целей и намерений. Иногда это причудливое «зрелище» принимает форму бесконечной серии с повторяющимся снова и снова одним и тем же сценарием.

  • Женщина, угнетенная мужем-тираном, ищет утешения в любимой матери, которая всегда знала, какой он негодяй.
  • Человек, злоупотребляющий алкоголем, потому что только его собутыльники понимают, чего бы он мог добиться, если бы жена не замучила его своими упреками.
  • Команда, где один сотрудник просто сводит с ума всех остальных. Единственная радость — периодически докладывать о нем начальству.

Что общего во всех этих примерах?

Это! Есть три разные роли: жертва, преследователь и спасатель. Если вы узнали себя в одной из ролей, то поздравляю, вы попали в треугольник Карпмана.

Это очень прискорбно, потому что такое нездоровое поведение имеет тенденцию повторяться циклами, утомляя участников на годы и даже на всю жизнь.

Хуже всего то, что треугольник Каупмана очень распространен. Люди, вовлеченные в это, даже не осознают, что это ненормально.

«Жизнь бурная, бурлящая — обычная», — осудят окружающие. Или еще лучше — философски и глубоко: «Все живут одинаково…». На самом деле ничего позитивного в той динамике и определенных всплесках, которые порождает эта ситуация, нет. Это не заряжает участников, не делает их счастливыми.

Причины возникновения драматического треугольника

Одной из самых интересных частей транзакционного анализа являются сценарии. Основой здесь является то, что определяет нашу жизнь: то, что нам внушали в детстве, или мы сами, пользуясь свободой воли, или обстоятельства.

Отказываясь от ответственности, избегая самостоятельных решений, человек становится частью различных сценариев или игр, взаимных манипуляций, от которых можно уйти, только повышая осознанность и ответственность за свою жизнь.

Все роли в драматическом треугольнике разрушительны и дисгармоничны. Люди, естественно, хотят избежать страданий, но что тогда удерживает их в этих патологических отношениях?

Дело в том, что в каждой из ролей есть так называемый скрытая выгода, которая носит иллюзорный характер. Эти предполагаемые преимущества перевешивают обнаружение человеком истинной целостности. Работать над собой сложно, а игры могут производить впечатление положительной динамики и развития.

Самое интересное, что обо всем этом не догадываются даже сами участники. Модели поведения воспроизводятся бессознательно. Если вы скажете участникам, что они манипулируют друг другом и имеют преимущества в той или иной ситуации, они, скорее всего, не поверят и сильно возмутятся.

Признание того, что у вас есть проблема, — это первый шаг к выходу из треугольника Карпмана.

Распределение ролей в треугольнике

  1. Жертва — человек играет роль слабого и беспомощного, угнетенного и несчастного. Преследователь несет полную ответственность за ситуацию.
  2. Сталкер — хулиган и преследователь жертвы, несправедливо нападающий на более слабого человека.
  3. Спасатель – это человек, к которому обращается за помощью беззащитный пострадавший. Он готов разделить с ней все тяготы, если потребуется открыто бороться с преследователем.

В каждом углу треугольника может быть более одного человека.

Итак, в приведенном выше примере с рабочими роли распределяются следующим образом. Жертва — группа сотрудников, сталкер — один человек, спасатель — тоже один человек (начальник).

Драматический треугольник — это динамическая сущность. В нем происходит постоянное перемещение, т. е. участники периодически играют одну роль, затем другую, большую часть времени оставаясь в одной.

Не случайно треугольник Каупмана изображается равнобедренным. Переход между ролями требует равных усилий, каждая из них в равной степени отвечает за создание треугольника. Если какая-либо из этих ролей перестает выполняться, треугольник перестает существовать.

Внизу изображено жертвоприношение – оно логично и несет в себе дополнительный символический смысл.

В треугольнике человек потенциально сочетает в себе все три роли и готов переключиться на любую из них.

Например, бывают короткие моменты, когда

жертва способна открыто заступиться за сталкера за то, что он испортил ей жизнь. В этом случае они меняются ролями.

В моменты, когда жертва и сталкер ладят, спасатель может чувствовать себя обманутым, брошенным, то есть жертвой.

Возможны разные варианты.

Суть драматического треугольника Карпмана

Три плавающие роли созависимых отношений изображаются вершинами треугольника: Жертва — Сталкер — Спасатель. После вступления в отношения каждый участник пробует все роли треугольника.

Не беря на себя ответственность за свою жизнь, человек попадает в роль жертвы, которой он наслаждается. Пытаясь помочь Жертве вопреки ее согласию, Спасатель переходит на роль Сталкера (Агрессора), так как Жертва не хочет спасаться, что вызывает сильное раздражение и гнев, теперь уже со стороны бывшего участника, Спасателя .

У каждого человека есть «любимая» роль в магическом треугольнике. Эту роль ребенок усваивает в раннем возрасте, и она соответствует той роли, которую он играл в семье.

И, конечно, надо признать, что это неизбежный и необходимый способ смотреть на окружающий мир, реагировать на него. Эта роль, с которой человек входит в Треугольник Карпмана, является неотъемлемой частью его личности. И отправная точка будет разной для каждого человека.

Также возможны переходы из одной роли в другую:

Жертва

Один из основных посылов Victim: вся жизнь состоит из страданий. Она злая и непредсказуемая для меня. Подбрасывает ситуации, с которыми невозможно справиться.

Чувства:

  • безысходность, безысходность;
  • беспомощность, бесполезность;
  • чувство растерянности, растерянности и неясности;
  • обида, страх, зависть;
  • жалость к себе.

Жертва постоянно подавлена; ей не хочется вступать в новое событие своей жизни, новых ярких впечатлений и необходимых переживаний. Ее мир жесткий, бескомпромиссный; она не видит необходимости в продвижении ни в одном аспекте жизни, при этом говоря: «Как я устала от всего!»

Жертва в себе не допускает изменений, а это в свою очередь приводит к соматическому заболеванию. Самый большой страх в том, что в будущем ничего не изменится. Он отрицает собственную способность работать над возникающими проблемами. Он чувствует себя недостойным лучшего. Чтобы вырваться из кокона безысходности, нужно осознать, что нужно действовать здесь и сейчас, взять на себя ответственность за свою жизнь и перестать думать о неудачах.

Преследователь (Агрессор)

  • стремление к справедливости;
  • собственная непоколебимая праведность;
  • вера в то, что он знает, что делать;
  • желание наказать виновных;
  • азарт погони, охоты;
  • ранить эго.

Чтобы воспитать ребенка Агрессором в жизни, его необходимо периодически подвергать физическому и психологическому насилию. Внутренне такие дети испытывают гнетущий стыд и сильный гнев, и эти чувства контролируют их в дальнейшей жизни.

Помогает Агрессору преодолеть чувство беспомощности и стыда, нападая на окружающих. Доминирование над другими становится основой их поведения. Агрессор всегда и во всем прав, его методы воздействия на окружающих – запугивание, допрос, обвинение, провокация.

Агрессор не осознает собственной уязвимости и больше всего боится своей беспомощности. Именно поэтому ему нужна Жертва, на которую он сможет спроецировать свое несовершенство, обвинить в своих неудачах. Самый простой выход из роли агрессора – взять на себя ответственность (за поступки, поступки).

Спасатель

Ощущения, которые испытывает спасатель:

  • жалость к другим, готовность помочь;
  • чувство полного превосходства над жертвой;
  • чувство всемогущества по отношению к той или иной ситуации;
  • уверенность в том, что он знает, как правильно помочь;
  • ответственность за других.

Когда родители игнорируют желания и потребности ребенка, Спасатель со временем вырастает из него. Спасатель чаще всего ищет созависимых и пытается «задавить» в них инициативу. Таким человеком легче манипулировать и контролировать.

И, конечно же, он делает это только во благо другого человека. Он показывает, что он заботливый, добрый, сострадательный и определенно знает, как все исправить.

Спасатель, выросший в мире, где родители игнорировали и запрещали его потребности и желания, начинает проявлять заботу о других. Благодаря этому Спасатель гордится собой, потому что делает это безоговорочно, самоотверженно, верит в свое добро и чувствует себя героем.

Трагедия этой роли в том, что Спасатель ожидает слабину для своей заботы. Но это не так, потому что если это произойдет, то некого будет спасать. И спаситель входит в роль Жертвы, переживая чувство предательства, полного отчаяния.

Он очень боится одиночества, поэтому старается быть незаменимым для окружающих, что делает наркомана еще более беспомощным и лишенным инициативы.

Пути выхода из треугольника Карпмана

  • Общий совет: распознайте треугольник, затем ломайте стереотип. Роли прописаны, участники все время делают одно и то же.
  • Откажитесь от скрытых преимуществ. Замените его саморазвитием, направьте энергию и силу на гармонизацию собственной личности. Тот факт, что кто-то находится в драматическом треугольнике, указывает на проблему в этой области.
  • Для того чтобы выйти из драматического треугольника личности, независимо от того, какую роль он играет, необходимо более осознанно развиваться в жизни, укреплять свою целостность.

Выход из драматического треугольника – дело непростое и требует усилий и времени.

Новые треугольники Стивена Карпмана

Вдохновленный интересом людей во всем мире к своему мозгу, талантливый психолог разработал другие модификации своего треугольника. Более глубокие уровни, изучаемые в них, позволяют полнее понять, как выйти из этой игры.

Таким образом, возник треугольник симпатии, позволяющий более точно и прозрачно интерпретировать мотивы и действия участников. Из этого следует, как реверсировать, т. е. перенаправить энергию и действия участников в положительное русло.

*****

В реальном мире нет Агрессоров, Жертв и Спасателей. Это всего лишь вымышленные роли в драматическом треугольнике Карпмана, чтобы лучше понять сложную динамику взаимозависимых отношений.

  • ← Как выйти из депрессии самостоятельно
  • Адаптация ребенка к детскому саду – как помочь ему быстрее освоиться →.

3 идей о “ Треугольник Карпмана — жертва, преследователь, спасатель ”

  1. Паулина 22.12.2016 в 17:55

Здравствуйте, как-то так получилось, что я жертва при любых обстоятельствах. Мне было даже стыдно. Это треугольник Карпмана.

У каждой роли в этом треугольнике есть свои минусы, что вызывает стресс.

Роль автора ситуации — ответственность за свои действия, слова, себя, свою жизнь. Тогда треугольник реализуется вами и становится здоровым, либо вы выходите из него по собственному решению и берете на себя ответственность за него.

Время радости
Добавить комментарий