Школьная дезадаптация — причины, проявления, коррекция, профилактика

4 шага на пути к безграничной энергии

⭐ Избавитесь от пожирателей энергии
⭐ Увеличите энергетическую емкость
⭐ Научитесь быстро восстанавливать энергию

Школьная дезадаптация — что это такое, понятие

Начало занятий приносит большие перемены в жизни ребенка. На этом этапе психика ребенка может быть перенапряжена из-за изменения образа жизни и новых требований со стороны родителей и педагогов.

Поэтому крайне важно следить за общим состоянием школьника и помочь избежать трудностей в адаптации к школьной среде.

В статье рассмотрено понятие школьной дезадаптации, ее основные причины, виды проявлений, представлены коррекционно-профилактические рекомендации, разработанные психологами и педагогами.

Однозначного определения школьной дезадаптации в науке не существует, поскольку в каждой науке, будь то педагогика, психология или социальная педагогика, этот процесс рассматривается под определенным профессиональным углом зрения.

Школьная дезадаптация – это нарушение механизмов адекватной адаптации ребенка к школьной среде, что сказывается на его учебной продуктивности и отношениях с окружающим миром. Иными словами, школьная дезадаптация есть не что иное, как психосоматическое расстройство, мешающее ребенку приспособиться к школьной среде.

Психологи отмечают, что у школьника с трудностями адаптации могут возникнуть проблемы с усвоением школьного материала, что может привести к плохой успеваемости, а также трудности в установлении социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.

Их личностное развитие имеет тенденцию к задержке, они склонны быть инфантильными, обманчивыми, подверженными влиянию и неспособными слышать себя. Дезадаптацию чаще испытывают младшие школьники, но в некоторых случаях и старшеклассники.

Обычно дети с таким типом проблем в младших классах средней школы выделяются среди остального класса:

  • эмоциональная нестабильность;
  • частые пропуски занятий в школе;
  • внезапные переходы от бездействия к активности;
  • частые жалобы на недомогание;
  • отставание в науке.

Учащиеся старших классов, испытывающие трудности с адаптацией, чаще:

  • — гиперэкспрессия, внезапные эмоциональные всплески;
  • — агрессия, конфликтность с окружающими;
  • — Негативизм и протест;
  • — показать характер через свой внешний вид;
  • — может иметь отставание в обучении.

Причины школьной дезадаптации

Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют:

  • Сильное подавление со стороны родителей и учителей — гиперопека (страх неудачи, стыда, боязнь ошибиться);
  • соматические расстройства (слабый иммунитет, внутренние болезни, физическая усталость);
  • Плохая подготовка к школе (отсутствие специфических знаний и навыков, плохая моторика);
  • плохо сформированные основы некоторых психических функций и познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, плохая память);
  • специально построенный процесс обучения (сложный учебный план, особые предубеждения, быстрый темп).

Типы проявления школьной дезадаптации

1. Познавательная – проявляется как общая несостоятельность учащегося. Может быть хроническая нехватка достижений, отсутствие навыков и фрагментарное обучение. Неспособность адаптироваться к темпу коллективной работы – опаздывать на уроки, долго выполнять задания, быстро утомляться.

2. эмоционально-оценочные – отмечаются нарушения эмоционального отношения к отдельным занятиям, учителям или к обучению в целом. «Страх перед школой» — нежелание ребенка посещать уроки, тревожность, напряженность. Неконтролируемое проявление бурных эмоций.

3. Поведение – плохая саморегуляция, неумение контролировать собственное поведение, появляются агрессия и конфликтность. Отсутствие мотивации к обучению – проявляется нежеланием брать уроки, готовностью заниматься другой деятельностью.

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

В настоящее время не существует единой методики решения проблем со школьной адаптацией, поскольку эта проблема затрагивает одновременно несколько сторон жизни ребенка. Здесь следует учитывать медицинские, педагогические, психологические и социальные аспекты.

Именно по этой причине важно понимать серьезность проблемы и заниматься ею квалифицированные специалисты.

Поскольку на первом плане стоит психологическая помощь, с ребенком, испытывающим затруднения, может работать школьный психолог или частный психолог, а в некоторых случаях и психотерапевт.

В свою очередь специалисты для определения методов коррекции школьной дезадаптации проводят детальное изучение жизни ребенка в школе и определяют ее основные моменты:

  • подробно узнать о социальном окружении ребенка и условиях его развития, собрав подробный анамнез;
  • оценивает уровень психофизического развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и проведения специальных тестов, соответствующих возрасту ребенка;
  • Определение характера внутреннего конфликта ребенка, приводящего к кризисным ситуациям
  • Выявление факторов, провоцирующих симптомы дезадаптации;
  • Они разрабатывают программу психолого-педагогической коррекции с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Педагоги также неотделимы от процесса формирования положительных условий для адаптации учащихся. Следует сосредоточиться на создании комфорта на занятиях, благоприятного эмоционального климата в классе, быть более сдержанным.

Однако нужно понимать, что без поддержки семьи шансы на развитие положительной динамики довольно ограничены. Поэтому родители должны строить дружеские отношения со своими детьми, чаще поощрять их, стараться помогать и, конечно же, хвалить. Они должны вместе проводить время, развлекаться, вместе придумывать занятия и помогать им развивать необходимые навыки.

Если у их ребенка плохие отношения со школьным учителем или сверстниками (вариант «изгой»), родителям следует подумать о переводе ребенка в другую школу. Есть шанс, что в другой школе ребенок заинтересуется учебной деятельностью, а также сможет наладить контакты с людьми из окружения.

Профилактика школьной дезадаптации

Решение этой проблемы должно быть комплексным, как с точки зрения методов коррекции, так и профилактики. В настоящее время существуют различные меры, которые могут помочь ребенку с дезадаптацией.

Это в т. ч. коррекционные занятия, социальный тренинг, квалифицированное консультирование родителей, специальные методики реабилитационного обучения, которым учат школьных учителей.

Адаптация к школьной среде – стрессовый процесс не только для ребенка, но и для родителей и педагогов. Поэтому задача взрослых на этом этапе жизни ребенка – постараться вместе помочь ему.

Здесь все силы кладутся на один важный результат – восстановление положительного отношения ребенка к жизни, учителям и самой учебной деятельности.

С появлением позитивного настроя у школьника появится интерес к урокам, возможно, к творчеству, и к окружающим. Когда выяснится, что ваш ребенок начал испытывать радость от школьной среды и процесса обучения, тогда школа перестанет быть проблемой.

  • ← Оптимист — значение слова, как стать оптимистом (советы психолога)
  • Жалость к себе — что это такое, как перестать себя жалеть →.

Одна идея о “ Школьная дезадаптация — причины, проявления, коррекция, профилактика ”

  1. И 11.07.2018 в 00:15

Я с первого класса учусь в коррекционном классе, если бы я хотел быть в обычном классе, я бы все за это отдал.

Время радости
Добавить комментарий