Психология характера человека

В психологии характер – это совокупность постоянных черт и свойств, которыми обладает индивид. Индивидуальность человека проявляется через определенное, неповторимое сочетание признаков. Характер человека определяет порядок отношений с другими членами общества, направляет поведение, регулирует деятельность. При оценке человека речь идет о свойствах его характера.

4 шага на пути к безграничной энергии

⭐ Избавитесь от пожирателей энергии
⭐ Увеличите энергетическую емкость
⭐ Научитесь быстро восстанавливать энергию

Определение в психологии

Согласно определению в психологии, характер – это явление, определяющее поведение человека, которое находит отражение в достижениях во всех сферах жизни. Характерология – раздел психологии, раскрывающий понятие и особенности формирования характера. Природа человека состоит из набора черт, которые формируются в течение его жизни.

В психологии черты личности, составляющие ядро ​​- основу характера, представлены волевыми чертами, такими как бесстрашие и решительность или робость и подверженность сомнению. В структуре черт характера важную роль играют черты личности, определяющие эмоциональные реакции, такие как жизнерадостность или капризность.

Следует упомянуть об интеллектуальной сфере, которая связана с такими чертами, как легкомыслие и поверхностность или хитрость и серьезность. По определению психологии, характер есть отражение сущности личности. Темперамент и психотип играют ведущую роль в структуре черт характера.

Понятие характера в психологии состоит в определении свойств, регулирующих отношения человека с окружающими и окружающей средой. На формирование характерного существа влияют наследственные факторы. Дети в значительной степени копируют характерные черты, модели поведения, взгляды на жизнь, присущие их родителям.

Одним словом, характер в психологии — это категория, которой свойственны определенное постоянство, устойчивость и в то же время подвижность, пластичность, позволяющая изменяться и совершенствоваться как личности при сохранении существенных индивидуальных особенностей. Последовательность формирования признаков:

  1. Мотивация, мысль, определяющая действие.
  2. Последовательность действий, которая перерастает в привычку.
  3. Привычка лежит в основе черт личности.

Формирование определенных черт происходит под влиянием внешних факторов, к которым относятся примеры авторитетных личностей, специфическое воспитание, социальная среда. Личность может развиваться сама по себе, развивая желаемые черты и проявляя черты силы воли. Различают социально одобряемые черты личности (вежливость, благородство, нравственность) и социально осуждаемые (лицемерие, лицемерие, грубость).

Наоборот, полярные черты могут присутствовать в разной степени выраженности. Например, человек может вести себя как образцовый, видный гражданин в одной ситуации, но стать безнравственным, низким мещанином в другой. Характерные черты личности не всегда определяют успех в обществе.

История знает случаи, когда люди с «тяжелым», тяжелым, невыносимым характером добивались высокого социального статуса, статуса уважаемых и почитаемых членов общества. Примеры: писатели М. Лермонтов и Ф. Достоевский, физик Н. Тесла, изобретатель в области информатики С. Джобс, кинорежиссер А. Хичкок, шахматист Б. Фишер.

Неприятный, невыносимый характер не мешал талантливым людям добиваться всеобщего, мирового признания. В психологии различие между природой человека и его личностью (сущностью) проявляется в регламентированных направлениях. В первом случае речь идет о манере поведения, руках действий, во втором — о мотивации, особенностях постановки целей, масштабах стремлений, желаний и потребностей.

Используя одни и те же методы, человек достигает разных целей. Для достижения цели могут использоваться различные действия и приемы — нравственные и аморальные, социально одобряемые и неодобряемые. Характер человека отождествляется с типичными для него установками, принципами и установками, а психотип человека определяется с учетом ведущих признаков.

Словарь Д. Ушакова и С. Ожегов объясняет термин «характер» как совокупность характерных свойств, психических особенностей, составляющих психологический портрет личности. Темперамент в психологии — совокупность психических свойств, отражающая степень возбудимости личности в ответ на внешние и внутренние раздражители, определяющая особенности его взаимодействия с миром. Между темпераментом и характером существует тесная связь.

Например, для флегматика характерна спокойная, сдержанная манера поведения, для холерика — эксцентричность, бурные реакции, драчливость, нелепость поступков. Определенные нации связаны с определенными типами характера. Например, о немцах говорят, что они аккуратны, дотошны и пунктуальны, об американцах стран Балтии говорят, что они медлительны и флегматичны, об англичанах говорят, что они стройны и высокомерны, о французах говорят, что они спокойны и приятны, а американцы практичны и предприимчивы. .

Влияние на жизнь

Характер состоит из определенных качеств, которые формируются законами бытия. Удовлетворенность собственной жизнью коррелирует с такими критериями, как личностное развитие, способность к осознанному выбору, черты характера. Размышления философов о сущности жизни позволили сделать выводы о роли личности в создании условий собственного существования.

Некоторые ученые рассматривали судьбу жизни как неизменный, установленный Богом образ жизни. Другие ученые считали, что человек может исправить свою судьбу с помощью сознательных решений и черт характера. Многолетние наблюдения показывают, что наличие первооснов в личности предопределяет высокую продуктивность и цельность природы.

Принципы являются основой объективной реальности, которая помогает управлять благополучием и удовлетворением человека. Естественные принципы не требуют доказательств; они принимаются как неопровержимые данные. Основополагающие принципы, влияющие на формирование характера и жизнь в целом:

  • Честность, справедливость.
  • Равные права, человеческое достоинство.
  • Честность, искренность, доверие.

Социально значимый принцип служения общему интересу в контексте общества в целом. Совместная работа над решением общей проблемы более эффективна, чем индивидуальные усилия, независимо от вклада каждого человека. Внося свой вклад в совместное действие, человек чувствует свою ценность.

Принцип самосовершенствования и развития личности предполагает развитие врожденных способностей и возможностей. В контексте личностного развития существуют качества и свойства, которые трудно развивать. Например, трудно стать веселым и целеустремленным, если ты угрюм и инертен, флегматичен.

Однако человек может стать аккуратным, организованным, дисциплинированным, пунктуальным. Каждый может развивать физические и интеллектуальные способности, совершенствоваться эмоционально и духовно. Доминирующие черты проявляются в предпочтительных видах деятельности.

Одни предпочитают преодолевать трудности, другие ищут простые задачи, в которых нет препятствий. Для некоторых людей работа, которую они выполняют, играет важную роль в формировании их самовосприятия и самооценки. Другие довольствуются посредственными, посредственными результатами в любой деятельности, не используя их как критерий суждения о продуктивности своей личности.

Характерными считаются только условно устойчивые и существенные черты личности. Например, жизнерадостным, жизнерадостным людям свойственны моменты грусти, что не позволяет называть их пессимистами и вообще тупицами. Определенные черты проявляются в типичных ситуациях. Например, пугливость или смелость проявляется в моменты опасности, коммуникабельность или молчаливость и замкнутость в моменты общения.

Закономерности формирования

Характер формируется в течение жизни и претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Характер формируется мыслями и чувствами человека. В процессе формирования характера важную роль играют мотивы, направляющие деятельность и образ жизни. Влияющие факторы:

  1. Образ жизни.
  2. Условия жизни (законы и нормы, действующие в данной социальной группе).
  3. Обстоятельства жизни (события, участником которых сознательно или невольно становится индивид).

На формирование личности влияет окружающая среда, а в частности отношения личности в малой социальной группе — в семье, в компании друзей, в школе, в трудовом коллективе. Степень и вектор воздействия зависят от того, какая социальная группа является точкой отсчета, служащей нормой, источником формирования норм и ценностей.

Классификация

Существует множество вариаций этой классификации в рамках разных теорий. Например, при отслеживании взаимосвязи между поведением человека и психическими процессами выделяют свойства характера:

  • Эмоциональные (чувствительность, экспрессивность, страстность, несдержанность, равнодушие, инертность).
  • Волевой (самообладание, настойчивость, решительность).
  • Интеллектуальные (любознательность, находчивость, предприимчивость, гибкость ума).

Другая классификация рассматривает черты характера в контексте ориентации человека. Например, человек может относиться к окружающему миру на основе определенных убеждений или игнорировать какие-либо нормы и правила. Человек может быть беспристрастным, человеконенавистническим, человеконенавистническим или гуманистическим, альтруистичным и любящим в своем отношении к окружающим.

Направленность личности определяет особенности целеполагания, развития жизненных планов, степень социальной активности. Характер считается сформированным, когда есть четкая система убеждений. Убеждения определяют долгосрочные перспективы в сфере социальной деятельности личности, помогают проявлять твердость и непоколебимость в процессе достижения целей, поддерживать веру в справедливость дела.

Человек без характера не имеет целей или постоянно меняет цели, не достигая никаких результатов в намеченном направлении. Постоянство интересов и взглядов отражает целостность собственной натуры. Поверхностность и широкий круг интересов связаны с миметической моделью поведения и несамостоятельностью. Схожие интересы не обязательно означают схожие характеры. Например, люди с одинаковыми интересами могут быть веселыми или меланхоличными, скромными или раздражающими.

Имея одну и ту же цель, разные люди часто стремятся достичь ее неискаженным образом, используя индивидуальные приемы и методы. Необходимость делать собственный выбор подчеркивает индивидуальность и самобытность человека. Классификация немецкого психиатра Фромма основана на отношении личности к обществу и моральных ценностях. Согласно теории Фромма, в психологии существуют разные типы характера:

  1. Садист-мазохист. Индивидуум связывает личные неудачи с конкретными людьми. Испытывая внутреннюю неудовлетворенность в результате неудачи, такой человек направляет агрессию на тех, кого обвиняет в провале проекта. Если индивид винит себя в содеянном, мы говорим о аутоагрессии.
  2. Разрушитель. Для него характерны ярко выраженные негативные эмоции, агрессия, направленная на людей, которые мешают удовлетворению потребностей и исполнению желаний.
  3. Конформистский автомат. Характеризуется изменением восприятия себя как личности в результате столкновения с неразрешимыми задачами и проблемами в жизни. Такой человек под воздействием внешних факторов теряет индивидуальность, приспосабливается к новым условиям и обстоятельствам в ущерб собственным взглядам и мнениям.

Швейцарский психиатр К. Юнг рассматривал типы личности в психологии в рамках понятия экстраверсии и интроверсии. Экстраверты – это люди, ориентированные на внешний мир. Интроверты сосредоточены на внутреннем мире. Экстраверты, как правило, общительны, импульсивны, легко адаптируются и гибки в своем поведении.

Для интровертов характерны зацикленность на собственных переживаниях, замкнутость, замкнутость, трудности социальной адаптации. Концепция немецкого психиатра Э. Кречмера различает типы людей по типу телосложения и темпераменту, которые в совокупности определяют поведенческие реакции.

Характер – это совокупность свойств и черт, определяющих поведение человека, особенности его отношений с окружающим миром, подчеркивающих его индивидуальность.

Время радости
Добавить комментарий