Понятие интеллекта в психологии

Интеллект — это способность мыслить таким образом, который позволяет нам понимать окружающий мир и приспосабливаться к условиям окружающей среды. Интеллект определяет способность человека учиться, делать выводы из практического опыта, ставить и решать проблемы. Интеллектуальные способности играют главенствующую роль в достижении успеха во всех сферах деятельности человека.

4 шага на пути к безграничной энергии

⭐ Избавитесь от пожирателей энергии
⭐ Увеличите энергетическую емкость
⭐ Научитесь быстро восстанавливать энергию

Определение в психологии

Согласно определению в психологии, интеллект — это способность понимать и применять на практике отвлеченные понятия, управлять познавательными свойствами, к которым относятся восприятие, концентрация, чувство, память, мышление, воображение, волевые особенности.

Интеллектуальная личность – это личность, проявляющая высокий уровень мыслительной деятельности, познавательных способностей, способность анализировать и систематизировать информацию по определенным критериям, делать правильные, логичные выводы. Интеллигенция – это люди, занятые умственным трудом. Интеллектуальное поведение характеризуется следующими признаками:

  1. Сознательные, целенаправленные действия.
  2. Осознанное, целенаправленное формирование полезных навыков.
  3. Планирование предстоящих мероприятий.
  4. Системность, планомерность деятельности.
  5. Создание новых методов достижения целей.

В психологии интеллектуализация — это процесс, сущностью которого являются психологические аспекты. Индивид, стремясь защитить себя от негативного воздействия определенных чувств (страх, душевная и физическая боль, расстройство, тревога, паника) на свое психическое состояние, абстрагируется от собственных переживаний и сознательно переводит их в разряд теоретических понятий.

Он обсуждает свои негативные чувства оторванно от реальности, как посторонние объекты, которые имеют для него лишь частичное значение. Это отсутствие полезного опыта позволяет вам справляться с негативными эмоциями и уменьшать влияние негативных чувств на поведение. Нейтрализуя зависимость своих действий от эмоций, человек сохраняет их полное осознание.

Недостатками интеллектуализации являются определенная деформация восприятия действительности, искажение естественных реакций на внешние воздействия, слабость, обеднение эмоциональной базы, когда человек утрачивает способность к выражению любви, сострадания, нежности. Такие люди теряют способность обсуждать психологические проблемы (обиды и тревоги) с окружающими, что делает общение с ними бесстрастным, равнодушным и поверхностным.

Особенности формирования и способы определения

В формировании интеллектуальных способностей участвуют различные физические и психологические черты личности. Объем памяти определяет количество информации, которую человек может запомнить и использовать. Эрудиция – это совокупность знаний, накопленных в течение жизни, но она не в полной мере отражает уровень интеллекта человека.

Можно получить престижное высшее образование, помнить много полезной информации, но не уметь ее правильно интерпретировать, понимать и использовать. Интеллект – это способность рационально рассуждать, делать объективные, правильные выводы, извлекать практическую пользу из накопленных знаний.

Для определения интеллекта человека используются специальные тесты IQ, определяющие как уровень умственной подготовленности человека, так и коэффициент интеллекта относительно среднестатистического. Каждый IQ-тест содержит задания возрастающей сложности.

Задания предложены в зависимости от возраста испытуемого, что уравнивает шансы на получение одинакового результата аспирантом и подростком. Научно обоснованные профессиональные тесты разработаны психологами: Айзенком, Векслером, Кеттелем, Равеном. Факторы, влияющие на уровень психической подготовленности:

  • Наследственная карта, генетический фонд.
  • Социальная среда — методы и особенности воспитания, психологический микроклимат в семье, побуждающий ребенка к мыслительной и познавательной деятельности.
  • Социальный статус — уровень финансового дохода, положение в обществе.

Английский психолог Фрэнсис Гальтон в своей научной работе «Гений и наследственность» утверждал ведущую роль генетической структуры в формировании интеллекта. С другой стороны, немецкий психолог Вильгельм Оствальд утверждал, что внешняя среда, в которой растет и живет индивид, является важнейшим фактором, влияющим на уровень интеллекта. Статистика показывает, что в большинстве случаев одаренные дети растут в интеллигентных семьях, где родители хорошо образованы и имеют высокий социальный статус.

История знает исключения из правил. Известные личности: русский ученый-естествоиспытатель М. Ломоносов, немецкий философ И. Кант, австрийский биолог Г. Мендель, английский физик Э. Резерфорд происходили из бедных, крестьянских семей, что не помешало им стать известными учеными и сделать много замечательных открытий. Интеллектуальный тип характеризуется набором определенных качеств и навыков:

  • Свободная, хорошо развитая речь.
  • Ассоциативная память (присоединение к основному объекту области знаний, относящейся к ней).
  • Грамотное использование чисел.
  • Понимание значения слов.
  • Скорость восприятия внешней информации.
  • Пространственное рассуждение.
  • Способность рассуждать и логическое мышление.

Измерение интеллекта с помощью тестов общепринято. Доказано, что многократное выполнение одного и того же теста повышает IQ каждый раз. Многие ученые указывают на низкую прогностическую ценность тестов — некоторые исследования показали, что не всем участникам тестов с высокими баллами удается достичь поставленных целей в жизни.

Виды и типы

В психологии мышление и интеллект являются взаимосвязанными, тесно переплетенными процессами. Существует несколько классификаций интеллекта в соответствии с теориями, выдвинутыми различными психологами-исследователями.

Теория американского психолога Рэймонда Кеттелла предлагает деление на типы — подвижные и статичные. Первый относится к способности личности мыслить абстрактно, логически, понимать и решать проблемы, выходящие за пределы накопленного опыта.

Компонентами статического интеллекта являются накопленный опыт, умение использовать знания и умения, появившиеся в результате предшествующей познавательной деятельности. К типам интеллекта относится социальный интеллект, определяющий способность понимать, оценивать и прогнозировать поведение человека. Это умение помогает адаптироваться в социальной среде, эффективно налаживать общение, добиваться высокого положения в обществе.

Американский психолог Говард Гарднер в своей теории интеллекта сформулировал понятие «множественный интеллект» и выделил несколько его типов. Эта теория предполагает существование восьми типов интеллекта, по-разному влияющих на жизнь человека. Типы интеллекта по теории Гарднера:

  1. Словесно-лингвистический. Благодаря ему человек может читать и писать, изучать иностранные языки, рассказывать о мыслях, чувствах и событиях.
  2. Логическая математика. Он позволяет человеку ориентироваться в числах и числовых выражениях, мысленно абстрагироваться, присваивать и обобщать абстрактные свойства (цвет, эстетику, форму, массу, температуру) предметов окружающего мира.
  3. Музыкальный и ритмичный. Он отражает наличие чувства ритма, повышенную чувствительность к звукам, звуковым тонам, мелодичность музыкального произведения.
  4. Визуальный и пространственный. Он отражает наличие богатого воображения и развитой зрительной памяти у личности. Люди с такими интеллектуальными способностями могут купить предмет мебели без предварительного измерения комнаты и установленной в ней мебели.
  5. локомотив. Способность выполнять точные, сложные, скоординированные движения различными частями тела.
  6. межличностный. Умение организовать работу людей, наличие навыков управления коллективом, умение улавливать настроение и мотивировать окружающих.
  7. Внутриличностный. Он отражает способность понимать собственные чувства, желания, мотивы и эмоции.
  8. экзистенциальный. Он охватывает духовную сферу и функции мозга в совокупности.

Внутриличностный интеллект отражает способность человека понимать свои личностные черты, находить способы самосовершенствования. В психологии этот тип интеллекта является индикатором процессов самопознания и самоанализа, взаимодействует с волей и мотивацией.

В это понятие входит способность к рефлексии, интуиция, духовность. Благодаря этому типу человеческого интеллекта индивид ставит цели и разрабатывает план их достижения. В процессе реализации задуманного задействуются следующие сферы психической деятельности:

  • Контроль эмоций.
  • Просмотр ситуации с разных сторон, выделение аспектов, граней, точек зрения.
  • Выражение мыслей и субъективных чувств.

Совокупность словесно-лингвистических и логико-математических особенностей, присущих индивидууму, имеет большое значение в достижении целей. Однако цель остается недостижимой до тех пор, пока человек не предпримет добровольных усилий для продвижения вперед. Волевые аспекты личности, способность управлять высшими психическими функциями регулируются внутриличностным интеллектом.

Этот тип интеллекта особенно развит у людей, профессионально связанных с психологией — психологов, философов, психиатров, — потому что само его понятие предполагает заглядывание внутрь себя, анализ мыслительной деятельности, поиск точек соприкосновения с внешним миром, сопоставление результатов и приспособление их к меняющиеся условия окружающей среды.

Межличностный интеллект охватывает сферу эмоционально-психической деятельности, посредством которой происходит взаимодействие с другими членами общества. Этот тип определяет наличие таких качеств, как эмпатия, сострадание к другим людям, восприятие и переживание их чувств. Она проявляется в установлении коммуникативных контактов, в передаче и получении вербальной и невербальной информации от других людей.

Этот тип развивается у людей, которым в силу своих профессиональных обязанностей приходится общаться с большим количеством незнакомых и незнакомых людей — врачами, учителями, политиками, религиозными деятелями, сотрудниками компаний, реализующих товары и услуги.

Эмоциональный интеллект – это система признаков, направленная на выявление, распознавание и понимание эмоций: своих и чужих, что связано с тесной связью с межличностными взглядами. Этот взгляд определяет характер текущих переживаний человека и порядок формирования общего эмоционального фона.

Телесно-моторный интеллект, также называемый кинестетическим, отражает наличие хорошо развитой крупной и мелкой моторики. Этот тип развивается у представителей профессий — спортсменов, хирургов, актеров, строителей.

Как развить интеллект

Интеллект человека отражает особенности и уровень работы мозга. Поэтому на развитие интеллектуальных способностей опосредованно влияют такие факторы, как особенности питания, нарушения развития плода во время беременности, родовая травма, наличие психических и соматических патологий.

Для правильной работы мозга человек должен быть здоровым и физически активным, правильно питаться и проводить больше времени на свежем воздухе. В психологии развитие интеллекта связано с его структурой – для совершенствования каждого типа используют определенные методы:

  1. межличностный. Занимается нейролингвистическим программированием — моделированием вербального и невербального поведения людей с учетом их целей и задач. Участие в тренингах, развивающих коммуникативные навыки.
  2. Внутриличностный. Займитесь духовными практиками, медитацией. Участие в тренингах по самосовершенствованию и саморазвитию.
  3. Визуально-пространственное. Рисование, проектирование и трехмерное конструирование, создание моделей визуализации, освоение принципов стереометрии.
  4. Движение тела. Спорт, танцы и другие физические нагрузки, требующие запоминания и повторения сложных движений. Выполнение упражнений на координацию и равновесие.
  5. Музыкальный и ритмичный. Слушаю музыку, учусь играть на музыкальных инструментах.
  6. Словесно-лингвистический. Они практикуются в написании текстов на заданную тему. Они изучают иностранные языки. При этом они расширяют словарный запас, читают классиков литературы, запоминают литературные приемы и выражения, которые глубоко понятны аудитории, производят впечатление на слушателей. Они стараются представить жизненные события в интересной и увлекательной форме.
  7. Логика и математика. Тренируйтесь решать логические задачи. Играйте в интеллектуальные игры, включающие планирование стратегии, дедукцию и логическое мышление. Он изучает компьютерное программирование.

Традиционно для развития интеллекта люди играют в такие игры, как шахматы, нарды, шашки и карточные игры, требующие умения предсказывать исход (выигрыш, проигрыш) в зависимости от исходных условий (типа и комбинации карт). К играм со смарт-картами относятся преференции и покер.

Интеллект – это совокупность свойств человека, определяющих познавательную деятельность и мышление. Интеллектуальный человек – это индивидуум, обладающий незаурядным интеллектом, т. е. способностью устанавливать коммуникативные связи, достоверно получать информацию из внешнего мира, адекватно оценивать особенности собственной личности, сопоставлять полученную информацию и делать логичные, взвешенные выводы.

Время радости
Добавить комментарий