Письмо представляет собой сложный процесс взаимодействия речи, слуха, зрения и двигательных рефлексов. Когда эта тесная связь прерывается, у младших школьников развивается дисграфия, частичное расстройство письма различных видов.
Признаки дисграфии
Дисграфию легко распознать, потому что у многих младших школьников, страдающих от нее, слишком много ошибок в диктантах.
Здесь можно параллельно рассмотреть проблему дислексии у младших школьников.
Заглавные буквы часто отсутствуют, знаки препинания не используются, элементы букв могут быть опущены, а детали в словах могут быть опущены или избыточны. Буквы в словах могут быть зеркальными, а элементы часто опущены или заменены на аналогичные.
Например, ребенок с этим расстройством часто путает «Z» и «E» или «P» и «B». Буква «S» может иметь дополнительную палку, а буква «T» может иметь дополнительный крючок.
Написание очень медленное, неровное и некрасивое; в плохом настроении оно портится навсегда.
Типы дисграфии — нарушений письма
Различают пять типов дисграфии:
- Когда ребенок не только неправильно пишет звуки, но и неправильно их произносит — это артикуляционно-акустический тип.
- Ребенок не различает звуки, похожие друг на друга — акустический тип.
- Непонимание различий в написании букв — оптическая дисграфия.
- Слова употребляются и склоняются неправильно: «веселый клоун» — аграмматический тип.
- Слоги и буквы в одном и том же слове могут быть переставлены, просто не завершены или перепутаны — это указывает на разновидность дисграфии, при которой наблюдается нарушение синтеза и анализа речи.
Причины дисграфии у младших школьников
Окончательные выводы о причинах этих нарушений еще не сформулированы, указываются различные факторы.
- Например, ребенок, который слишком мал, чтобы пойти в школу. В этом случае психологической подготовки нет, и проблемы начинаются на подсознательном уровне.
- Родители, которые также имели или имеют проблемы с письмом, должны уделять особое внимание своим детям, ведь дисграфия считается наследственным заболеванием.
- Также в группу риска попадают те дети, с которыми мало общались в детстве, или те, в семье которых говорят как минимум на двух языках, или у родителей неправильная речь.
- Если ребенок левша или переквалифицировался в правшу, следует также контролировать процесс письма,
- если у них проблемы с памятью и концентрацией внимания.
О логопеде и упражнениях при дисграфии у младших школьников
Трудности с письмом обычно начинаются в дошкольном возрасте и требуют немедленного внимания логопеда. Ни школьные учителя, ни сами родители не могут справиться с такими ситуациями и даже могут навредить ребенку, проявляя такие инициативы.
Любая попытка научить ребенка различать правильное и неправильное написание с помощью текстов с ошибками запрещена. Его зрительное восприятие способно фиксировать и повторять их в дальнейшем, а также показывать ребенку, что иногда ошибки тоже могут быть полезными и нужными.
Логопед использует различные приемы, чтобы показать разницу между буквами на картинках и магнитной азбукой, работает над произношением, совершенствует умение анализировать звукобуквенный состав.
- ← Мотивация на успех — трудности в мотивации
- Вербальное общение →
6 идей о “ Как проявляется дисграфия у младших школьников, причины ”
- Василий Петрович 03.10.2014 в 10:38
Я думал, что дети просто ленивые и невнимательные, а оказалось, что у них диагностирована дисграфия. Вот Это Да!
Мой сын начал писать каждое слово неправильно, раньше он писал как куриная лапа, но теперь он справился. Не знаю, ругать или лечить сына…
- Автор поста 04.01.2015 в 19:11
Порка однозначно не имеет смысла, но ребенка должен осмотреть невролог.
Конечно надо лечить дисграфию, это исключено, не думайте, что это не серьезно, если он как-то справится, то не будет, моего сына лечили почти 2 года, пока он не достиг более-менее приемлемого уровня.
Для меня это также проблема, в течение трех месяцев я доставлял дочь в логопед — терапевт, у нее есть проблемы с написанием — Дисграфия, и с речью наш специалист говорит, что все это связано друг с другом, и чаще встречается у людей у кого минимальная дисфункция мозга.
Я думал, что мой сын был просто ленивым, но оказывается, что есть реальные причины, по которым он так плохо пишет.