Коммуникация – это процесс соединения отдельных лиц и групп. Это многогранный, многогранный процесс, который структурирован и обычно основан на четко определенных задачах. Виды общения в психологии отражают характер взаимодействия между участниками. Коммуникативные навыки позволяют целенаправленно и полно донести до собеседника нужную вам информацию, перенаправить его мысли, чувства, эмоции, используя специальные средства, выбрав уместный в конкретном случае стиль.
Определение и структура
Категория коммуникации в психологии рассматривает процесс взаимодействия между членами общества, происходящий с целью удовлетворения потребностей. В результате отношений происходит обмен информацией, знаниями, навыками, мыслями, эмоциями, что является основой межличностных отношений. Структурные компоненты коммуникативного процесса:
- Коммуникация (обмен информацией).
- Взаимодействие (организация взаимодействий, обмен деятельностью).
- Социальное восприятие (восприятие, познание, понимание собеседника).
В ходе общения проявляются индивидуальные особенности каждого участника, что приводит к формированию форм, стилей, моделей общения, которые в психологии рассматриваются отдельно. Коммуникативная структура состоит из относительно автономных компонентов, к которым относятся: цель, содержание, средства и средства коммуникации.
Классификация в психологии
Классификация общения делится на виды и стили. Стили, в свою очередь, включают в себя варианты краткосрочного ситуативного поведения — модели поведения. Виды общения в психологии и их краткая характеристика:
- Материал. Взаимная передача вещей.
- Познавательный. Взаимная передача знаний и информации.
- Эмоциональный. Взаимная передача эмоций.
- Мотивация. Раскрытие информации партнеру о собственных желаниях, намерениях, мотивах, целях, потребностях.
- Мероприятия. Взаимная передача навыков и умений.
В психологии интимно-личностное общение – это разновидность доверительных, открытых отношений, возникающих между близкими людьми, часто членами семьи. Виды общения в психологии в зависимости от типа участников общения представлены в таблице ниже.
Тип/критерий оценки | Группа людей | Межличностный | Интергруппа |
Участники | Индивидуальный, групповой | Индивидуальный, индивидуальный | Группа, группа |
Характеристика | Человек одновременно взаимодействует с группой других участников. | Два человека взаимодействуют друг с другом. | Две или более группы взаимодействуют друг с другом. Общение может быть мирным или конфликтным. |
Примеры | Менеджер и команда сотрудников, педагог и ученик. | Любая форма общения между людьми. | Сотрудничество спортивных команд, школьных классов, политических и общественных объединений. |
В психологии коммуникация – это вид опосредованного, опосредованного и прямого взаимодействия. В первом случае процесс коммуникации происходит между участниками, разделенными временем или пространством. Инструментами взаимодействия в данном случае являются: обмен мгновенными сообщениями, видеочат, электронная почта, телефон и другие технические средства. Непосредственное общение происходит между участниками, которые находятся рядом друг с другом.
Функции
Виды общения представлены в психологии разноплановыми формами, которые охватывают все сферы жизни и потребности человека. В зависимости от целей и задач общения выделяют его функции:
- Контакт. Установление и поддержание контакта.
- Познавательный. Прием, обработка, передача информации между участниками.
- Стимул. Мотивационная активность собеседника.
- Координация. Скоординированные, спланированные совместные действия.
- Эмоциональный. Восприятие и передача эмоций между участниками.
- Срок. Поиск и определение своего места в обществе.
- Влиятельный. Регуляция поведения и личностных особенностей партнера.
Классификация общения в психологии предполагает выделение типов, в основе которых лежат цели и задачи, поставленные в связи с деятельностью личности в обществе. Социальная функция общения связана с регуляцией социальных и служебных процессов, а также с передачей и рецепцией индивидуального социального опыта.
Основные стили и модели
В силу особенностей психотипа каждого участника коммуникативного процесса формируется специфический стиль коммуникативного взаимодействия. Каждый человек имеет индивидуальный стиль, который имеет творческий, интеллектуально развитый характер, обычно ярко выраженный, эмоционально окрашенный. Человек становится легко узнаваемым благодаря характерному стилю разговора и поведения.
То, как человек разговаривает с другим человеком, каким-то образом влияет на эффективность отношений. Манеры формируются такими факторами, как социальный статус человека, личностные особенности, накопленный жизненный опыт, коммуникативные навыки. Коммуникативный стиль в психологии существует для каждого типа и уровня общения. Основные стили:
- Творческий. Продуктивный стиль. Диалоги и совместная деятельность строятся по принципу паритета (равенства). Участники стремятся к достижению общей цели. В конструктивном диалоге выбираются оптимальные решения для достижения цели. Этот стиль позволяет раскрыться личностным качествам обеих сторон. Четко продемонстрированы этические установки и профессиональные компетенции участников.
- Дружелюбный. Он имеет черты, характерные для предыдущего стиля. Он основан на обоюдном интересе сторон к личности друг друга. Предполагает открытое, уважительное отношение к другой стороне, без снисходительности.
- Наставник. Один участник выступает в роли наставника. Их поведение вызвано сознательным или неосознанным желанием покровительствовать другой стороне и вести свою жизнь.
- Приглашение. Этот стиль внешне похож на дружеский, с упором на завоевание авторитета и признания во что бы то ни стало. Желание угодить собеседнику часто не подкрепляется развитыми коммуникативными навыками. Этот стиль характерен для неопытных, подающих надежды руководителей, родителей, пытающихся найти способ управлять своими детьми. Часто встречается в отношениях между представителями разных полов на начальных этапах знакомства – каждая сторона старается показать себя в лучшем свете, преувеличить достоинства, скрыть недостатки.
- Прочь. Этот стиль распространен в деловых кругах, в педагогической сфере. Партия, лидер, учитель, абстрагируются от проявления чувств и эмоций. Основной упор делается на передачу информации, данных, знаний другой стороне с последующей оценкой действий собеседника. Характеризуется акцентированием внимания на различии участников, которое происходит в зависимости от формата общения — профессиональной сферы (опытный специалист и новичок), образовательной сферы (преподаватель и студент), деловых отношений (руководитель и подчиненный), общения между людьми разные возрасты.
- Пугающий. Тревожный стиль. Развивается на фоне неуверенности в более высоком положении в обществе, чем другой участник. Появляется в результате отсутствия коммуникативных навыков, что приводит к невозможности наладить продуктивный диалог с другой стороной. Это ставит другого участника в зависимое, подчиненное положение. Вызывает негативную реакцию (страх, барьер непривычности) со стороны другого участника к инициатору стиля общения. Совместная деятельность строго регламентирована формальными и деловыми рамками.
Внутри каждого стиля возможны отдельные нюансы, положительно или отрицательно влияющие на отношения с партнером. Нередко человек резко меняет свой стиль при смене партнера. Внезапная и частая смена поведения может свидетельствовать о слаборазвитых коммуникативных навыках, мимике, когда человек интуитивно подстраивается под каждого нового партнера.
Стиль позволяет человеку выразить свою индивидуальность. Это устоявшаяся, фундаментальная категория, отражающая мировоззрение и личностные качества человека. Установившийся стиль поведения сохраняется постоянно, в отличие от моделей поведения, которые характеризуются определенными характеристиками в течение короткого промежутка времени — конкретной ситуации.
Например, гипорефлексивная модель предполагает, что человек озабочен собой. В процессе общения отвлекается от реальности и партнера. Для этой модели характерно преобладание монологов и невнимание к аргументам другого участника. Первый участник не слушает собеседника, не реагирует на его слова, полностью поглощен собственными идеями и целями, что приводит к отсутствию взаимопонимания и взаимодействия.
Гиперрефлексивная модель отражает стремление человека к вниманию. Первый участник не обращает внимания на содержание или форму предоставляемой информации. Речь идет о реакции второго участника на сам процесс общения и на личность первого. Межличностные отношения для первого участника становятся доминирующими в жизни. Они склонны сомневаться в собственных причинах, аргументах и действиях. Он быстро и остро реагирует на малейшее изменение психологического микроклимата, создаваемого во время диалога.
Средства
Способы выражения информации, мыслей и чувств бывают вербальными и невербальными. В первом случае обязательно используется речь, во втором — знаки, жесты, мимика. Объяснение собеседника может быть невербальным с помощью позы, улыбки или многозначительного взгляда.
Общение – важная сторона жизни человека. Развивая коммуникативные навыки, можно повысить эффективность общения, выбрать подходящий стиль, использовать доступные средства для рационального выражения настроения, мыслей и чувств.