Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Способы формирования мировоззрения ведут к развитию целостной личности, которая через сознательную деятельность приспосабливается к внешним условиям. Человеку недостаточно заниматься самопознанием. Для удовлетворения своих потребностей, самореализации и самооценки он должен познать свое окружение и затем составить о нем мнение.

4 шага на пути к безграничной энергии

⭐ Избавитесь от пожирателей энергии
⭐ Увеличите энергетическую емкость
⭐ Научитесь быстро восстанавливать энергию

Характеристика

В психологии мировоззрение рассматривается как совокупность представлений об окружающем нас мире. Совокупность взглядов и мнений характеризуется устойчивостью, гармоничным единством, отсутствием противоречий между отдельными компонентами. Жизненная позиция человека формируется в результате накопленного опыта, анализа поступающей извне информации, собственных выводов и внешних воздействий, которые в совокупности образуют систему мировоззрения.

На формирование мировоззрения влияют факторы внешней среды, к которым относятся социальная, экономическая, правовая, политическая, культурная и другие сферы. Личностные характеристики — большее влияние оказывают особые черты характера, воспитание, уровень образования, социальный статус, амбиции, самооценка. Существуют различные типы мировоззрения:

  1. Научный. Пакет систематизированных знаний, отражающих законы существования, сущность и роль человека в мире. В сферу интересов входит представление о мире в абстрактном измерении. Принципы и правила обеспечивают группировку, организацию информации в контексте исторической правды, объективную оценку и возможность практического применения. Он предполагает стремление к истине и преобразование знаний в убеждения.
  2. Философский. На основе логического суждения о сущности человека и сущности составляющих бытия. В философском направлении суждение подчинено разуму. Принципы предполагают свободное мышление, в отличие от религиозной догмы, которая не терпит оппозиции и изменений. Характерными чертами являются критичность, теоретизированность, аргументированность и гуманитарное видение мира.
  3. Гуманистический. Основным принципом является значение единицы как краеугольного камня. Признано, что человек имеет право на самореализацию, саморазвитие и удовлетворение потребностей. Человека нельзя использовать, его нельзя унижать. Человеческая индивидуальность является основой, движущей силой всех начинаний и достижений. В рамках самопознания человек изучает свои потребности и желания, чтобы затем удовлетворить их и претворить в жизнь.
  4. Национальный. Формируется спонтанно под влиянием личного опыта, основанного не на научных знаниях и доказанных истинах, а на субъективном мнении человека, часто не имеющего полного, всестороннего представления о том или ином вопросе или теме. Делится на мозаичную и калейдоскопическую. В первом случае преобладают мнения о единстве, целостности мира, господствующем в нем порядке, взаимосвязи процессов и явлений. Второй случай подразумевает случайное, хаотическое устройство мироздания, отсутствие причинно-следственных связей.
  5. Религиозный (мифологический). Для него характерна вера в сверхъестественные влияния, неразделимость реального и воображаемого. Восприятие мира формируется в контексте единства религиозных, научных и художественных суждений. Он основан на вере, чувственном восприятии, догматизме и отвергает законы логики, основанные на бездоказательных утверждениях. Разумные доводы уступают место чувствам.
  6. Художественный. Это проявляется в эстетическом и изобретательском подходе к окружающей действительности. Характеризуется творческим преобразованием, образным восприятием действительности. Явления и события оцениваются с точки зрения их красоты и возвышенности. Для этой формы характерны сдержанные, созерцательные модели восприятия действительности. Оно отражает способность человека преклоняться перед прекрасным, испытывать восторг от соприкосновения с эстетическими ценностями.

Интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности ведет к формированию мировоззрения, причем этапы формирования личности часто различны, отмечены разными установками и базовыми суждениями. Мировоззрение может меняться в результате приобретения новых знаний, на фоне процессов самосовершенствования и самоопределения.

Мировоззрение – это индивидуальная особенность, дающая обширную информацию о личности, отражающая его принципы и образ мышления, влияющая на формирование самооценки и внешней оценки особенностей личности другими членами общества, а также определяющая степень успешности коммуникативных контактов и уровень достижений.

Роль в жизни

Исследования показывают, что на действия человека в большей степени влияет его мировоззрение, чем накопленные знания и опыт, что свидетельствует о значимой роли человека в жизни. Например, бессмысленно спорить с человеком, у которого разные взгляды — он не отступит от своих убеждений, если они образуют устойчивую систему, выстроенную годами.

Оппоненты используют разные логические принципы и постулаты, что мешает им найти общий язык и приблизиться к общему знаменателю. Мировоззрение определяет вектор активности и поведения человека, участвует в формировании целей и поиске путей их достижения, указывая на ведущую роль в познавательной, профессиональной и любой другой деятельности.

Мировоззрение, как зародыш развивающейся личности, направляет его дальнейшую деятельность в различных сферах и помогает ему осознать смысл жизни. Человек, имеющий устойчивую систему взглядов и устоявшуюся жизненную позицию, легко находит себе место в обществе, осваивает социальные роли, реализует свой потенциал и удовлетворяет свои потребности.

Пути и особенности формирования

В основе формирования мировоззрения лежит философская позиция личности. Материальные установки характеризуются принятием материи как источника всего остального. Сторонники материализма включают Маркса, Демокрита и Фейербаха. Объективный идеализм характеризуется провозглашением торжества духа, Бога. В этом случае утверждается независимость идей от материи и сознания. Сторонниками этого направления являются Платон, Гегель и Кант. Другие философские течения:

  • Субъективный идеализм. Это предполагает зависимость окружающей действительности от сознания и воли личности, а также предполагает тесную связь очерченных компонентов. Сторонники — Юне, Беркли.
  • Дуализм. Утверждение о равенстве ведущих источников — материи и сознания, равенстве физического и психического начал. Поддержка — Декарт.
  • Плюрализм. Распознавание многофакторных влияний на реальность. Первичные вещества, определяющие явления и события окружающего мира, — стихии (огонь и вода, воздух и земля).

Люди меняют свое мировоззрение спонтанно или сознательно. Это основные способы познания себя и окружающего мира. Приобретая опыт и знания, личность становится более устойчивой и последовательной в своих выводах и взглядах. Изменить убеждения в молодом возрасте легче, чем в более старшем, когда сознательные решения принимаются не под влиянием мимолетных эмоций, а на основе ясно представленной, сформированной жизненной позиции.

Спонтанный метод предполагает формирование и эволюцию установок в результате жизнедеятельности, на фоне событий и явлений. Личные мотивы и интересы играют важную роль в стихийном способе формирования, даже если они инспирированы научной, художественной или общественной деятельностью.

Спонтанная форма часто основывается на сенсорно-эмоциональных нормах, заглушающих результаты интеллектуального, логического, взвешенного подхода к оценке событий и явлений. Осознанная, научная форма характеризуется достоверным суждением, она ориентирована на получение достоверной информации о мире, на создание о нем верных представлений. Источники формирования мировоззрения:

  1. Люди и модели их поведения.
  2. Нормы и правила, принятые в среде предприятия.
  3. Научные знания.
  4. Условия проживания.
  5. Интуитивное восприятие.
  6. Культурные ценности, искусство.

Убеждения человека формируются внешними влияниями, пропущенными через призму их личных норм и принципов. Среди факторов, влияющих на формирование мировоззрения, выделяется социальный, влияющий на процесс формирования принципов и установок личности через интеграцию социально принятых норм, ценностей и приоритетов.

Мировоззрение рассматривается как механизм практического освоения мира, руководимый принципом предварительного освоения космоса. Баланс сознания, материи и духовности — это концепция, отражающая потребности времени. Выявляет формы познания мира с последующим формированием мнения о нем:

  • Восприятие мира. Совокупность чувств, мыслей, установок человека, его активности, выраженной в действиях и поступках, его впечатлений о себе, окружающей действительности, обществе.
  • мировоззрение. Интеллектуальная обработка впечатлений об окружающем мире, субъективное видение ситуации, личное мнение о предметах, предметах, явлениях окружающего мира.
  • Восприятие мира. Образы, созданные в сознании человека и отражающие его мировоззрение.

В картине мира, созданной благодаря сознательной обработке информации, она делится на 2 составляющие. Первый комплекс восприятия отождествляется с объективной сущностью окружающей действительности. Вторая совокупность образов сопоставляется с интересами и потребностями личности, в результате чего она претерпевает изменения и предстает в том виде, к которому личность стремится.

Мир сновидений и реальный мир сильно отличаются. Отсутствие существенных различий свидетельствует о том, что индивидуум достиг счастья, благополучия и внутренней гармонии. Что остается неизменным, так это тесная связь компонентов, охватывающих все стороны мира, таких как морально-этические устои, законы природы, право, культура и искусство. Все элементы объединены в одно целое, систему, которая постоянно обновляется и обогащается.

Независимо от того, как формируется мировоззрение и его тип, жизнь человека зависит от его мировоззрения и отношения к жизни.

Время радости
Добавить комментарий