Что такое парадокс и их примеры?

При описании нелогичного действия мы часто добавляем: «Как же так получилось? Парадокс». Или мы начинаем рассказывать странное сообщение, говоря: «Как это парадоксально не звучит…». Некоторые из нас действуют вопреки здравому смыслу и не могут объяснить свои действия. Как проявляются противоречия в нашем мышлении? Какие парадоксальные методы лечения могут помочь нам избавиться от зависимости? В чем заключается парадокс выжившего? Парадоксы повсюду: в наших головах и в окружающем нас мире. Они объединяют противоположности и в то же время создают напряжение в жизни, благодаря которому жизнь существует.

4 шага на пути к безграничной энергии

⭐ Избавитесь от пожирателей энергии
⭐ Увеличите энергетическую емкость
⭐ Научитесь быстро восстанавливать энергию

Что такое парадокс?

Парадокс — это кажущееся странным суждение, которое противоречит «здравому смыслу» или отклоняется от устоявшегося мнения и поэтому кажется нелогичным. Этимологически оно происходит от греческого слова paradoxos — непонятный, неожиданный. Есть у него и другие значения: непредвиденное событие или явление, опровергающее общепринятое мнение. В формальной логике это логический вывод, доказывающий правильность как «тезиса», так и «антитезиса». Парадокс — это также логическое противоречие, из которого нельзя найти решения.

Парадокс следует отличать от апории. Апория – это воображаемая ситуация, которая не может существовать в обычной жизни. Парадокс — это основная составляющая мира и событий в мире.

Эволюция термина «парадокс».

Термин «парадокс» происходит из древней религиозной философии времен Платона и Спинозы. Парадоксом было необычное или оригинальное утверждение, опровергавшее утверждение о всемогуществе богов. Позже философы обратились к рассуждениям о противоречиях в других сферах жизни. В документах древних философских школ описаны и другие размышления, не укладывающиеся в общепринятые представления.

Одним из первых известных парадоксов считается высказывание критского философа Эпименида Кносского «Все критяне лжецы». Известно, что парадокс «Лжеца» произвел очень сильное впечатление на последователей философа. Один из его последователей отказывался есть, пока не понял смысл этого утверждения. В результате он умер от голода. Позднее древнегреческий философ-идеалист Эвбулид сформулировал парадокс кучи: «Куча, как известно, есть большое количество зерен. Одно семя не образует кучу, поэтому к ней нужно добавить еще одно. Сколько зерен составит кучу? » Позже этот термин стал использоваться в научной теории и в повседневных ситуациях.

На рубеже 20-го века парадоксальные теоремы вызывали наибольший интерес у математиков и логиков. Ученых также интересовали математические, семантические, синтаксические, модальные, психологические и другие парадоксы. Они выявляют скрытые противоречия и в целом помогают продвигать теории и учения. На самом деле в каждой отрасли науки и повседневной жизни есть множество противоречий, преодолеть которые просто невозможно.

Парадоксы в науке психологии.

По мнению ученых, человек и его мозг, сознание, интеллект, поведение составляют один сплошной парадокс. Мы жалуемся на отсутствие денег, а на последние покупаем бесполезные вещи. Мы боимся обидеть незнакомого человека, но терпим унижение от близких. Мы стремимся быть красивыми, но не верим в комплименты.

Известные психологи 20 века создали методы парадоксальной или провокационной терапии для изучения человеческого поведения и мышления. Нетрадиционные приемы запугивания, отрицания и провокации, используемые во время сеанса, скорее усиливают, чем уменьшают психологическую проблему. Они работают по принципу «подобное лечит подобное»: усиливают страх, помогают его преодолеть и закрывают тему. Провокационная терапия считается необходимой при работе с самыми сложными случаями.

1. Метод парадоксальной интенции Франкла.

Метод, сформулированный Виктором Франклом, сегодня широко используется в психотерапии неврозов и дезадаптивного поведения.

Люди с фобиями, длительными страхами боятся нежелательных симптомов своей фобии. Агорафобы боятся открытых пространств и не выходят на улицу. Боязнь воды у людей, страдающих аблутофобией, заставляет их отказываться от купания, мытья рук или стирки. Попытка избежать неприятной ситуации или подавить неприятные проявления еще больше усугубляет первоначальное напряжение. Круг замыкается.

Метод парадоксального намерения заключается в том, чтобы убедить человека с фобией имитировать нежелательную реакцию. Делать это нужно осознанно и обязательно с юмором. Вы страдаете от бессонницы? Постарайтесь победить сон и бодрствовать как можно дольше. Кричать при виде мыши? Представь это и закричи в два раза громче. Разрешите себе сделать что-то неприемлемое. Личное участие поможет разорвать невротический цикл.

2. Парадоксальная теория изменений в гештальт терапии.

Парадоксальная теория изменений была сформулирована Фрицем Перлзом, основателем гештальт-терапии. Теория получила известность после публикации Арнольда Бейссера.

Желание стать совершенными или такими, какими хотят нас видеть другие, приводит к внутреннему конфликту. Человек, стремящийся к переменам, постоянно разрывается между тем, «кто он есть» и «кем он хочет быть». И никогда не становится ни тем, ни другим. Именно поэтому многие приходят на сеанс терапии с намерением убрать, «ампутировать» проблему. Однако гештальт-терапевт не берет на себя роль «резака». Цель терапевта — помочь клиенту понять свои истинные желания и научиться заботиться о себе.

Суть парадоксальной теории изменений формулируется следующим образом: человек начинает меняться, когда становится самим собой. Или, говоря иначе: изменение не происходит через принудительную попытку изменить себя.

3. Седона-метод или метод освобождения эмоций.

Метод Sedona был разработан американским производителем Лестором Левенсоном, но получил известность благодаря исполнительному директору учебного центра Гейлу Двоскину. Гейл Двоскин описал этот метод в своей книге «Метод Седоны» и читал лекции и обучался в Америке и Европе с 1990 года.

Столкнувшись с травмирующей ситуацией, большинство людей выбирают три способа справиться с негативными эмоциями: подавление, выражение и избегание. Например, после болезненного расставания с любимым человеком человек отмахивается от страдания словами «у меня все хорошо». После неудачи на работе они идут в бар и напиваются до смерти. Подавленные эмоции накапливаются, вызывая дискомфорт и физические болезни. По мнению автора, идеальным образцом для подражания является ребенок, который падает на землю, кричит и притопывает ногами. Таким образом он освобождается от неприятных эмоций. Когда мы становимся старше, мы больше заботимся о внешней порядочности, чем об эмоциональном здоровье.

Суть метода Седоны в том, чтобы позволить себе свободно страдать, выдержать все негативные эмоции и таким образом очиститься от них. Конечно, падать на пол в магазине нельзя. Но мы можем плакать и горевать дома, пока от наших переживаний не останется и следа.

Парадокс выжившего.

Когда мы сосредотачиваемся на чужих победах, мы забываем о неудачах. Парадокс выжившего — главная ошибка при изучении историй успешных людей.

Ярким примером ошибки выжившего является история Второй мировой войны. Во время боевых вылетов американских бомбардировщиков многие машины не вернулись на базу. Сбитые самолеты шли вниз, потери были просто катастрофическими. Командование поставило перед конструкторами задачу: усилить наиболее уязвимые элементы. Машины, которым удалось вернуться на базу после повреждения, использовались для исследований. Это были выжившие.

Но математику Абрахама Вальда интересовало другое: несмотря на повреждения, эти самолеты все еще могли летать. Так что эти места были хорошо защищены. А что нужно было осмотреть, так это повреждения, после которых самолеты не возвращались на базу. Это парадокс выжившего.

Мы склонны верить в успех и в обычной жизни. Узнаем, например, что идея таблицы пришла Менделееву во сне, и ждем его открытий. Читаем, что курильщик дожил до 80 лет и перестал пытаться бросить вредную привычку.

На самом деле за каждым успехом стоит множество непредвиденных случайностей. А еще есть полоса неудач других людей, которые так и не стали знаменитыми, не достигли славы. Это происходит каждый день, но вряд ли кто-то делает из этого какие-то выводы.

7 психологических парадоксов нашего мышления.

Человек и его психика всегда были ценным объектом научных исследований. В психологии есть отдельное направление – парадоксальная психология. В парадоксальной психологии противоречия используются для выявления несоответствий, невидимых или забываемых в обычной жизни.

1. Мы не любим людей, в который видим свои недостатки.

Карл Юнг сравнил окружающих нас людей с зеркалами, в которых мы видим собственное отражение. Фрейд называл это механизмом покровительства: мы приписываем свои недостатки другим людям. Если нас сильно раздражают чужие недостатки, значит, мы вытесняем или не принимаем те же самые недостатки в себе. Например, мы сами не можем сэкономить, а другому указываем, что он слишком расточительный.

2. Чем больше мы стараемся понравиться окружающим, тем меньше у нас шансов на успех.

Знаменитая фраза Пушкина «Чем меньше мы любим женщину, тем легче она нам нравится» на самом деле имеет глубокий психологический смысл. Но дело не только в любви, и дело не только в женщинах. Когда мы позволяем другим делать многое, мы позволяем нарушать личные границы. Тогда окружающие начинают пользоваться «хорошим человеком». Наоборот, мы становимся компульсивно добрыми и нарушаем границы других. Это отталкивает людей.

3. Чем больше мы знаем, тем меньше мы знаем.

Чем больше мы узнаем, тем больше остается неизвестного. Простая метафора может помочь объяснить это противоречие. Знания младенца можно рассматривать как точку. Когда ребенок познает мир, его знания помещаются внутри круга. А снаружи остается неизвестным. Чем больше растет круг познания, тем больше предел соприкосновения с неведомым.

4. Чем больше вариантов, тем труднее сделать выбор.

С этим противоречием мы сталкиваемся каждый раз, когда видим в магазине 20 видов кетчупа или пять видов соли. Эту ситуацию легче объяснить математически. Каждый выбор есть решение проблемы неравенства. Наш мозг старается быстро просчитать варианты, чтобы выбрать лучший. Каждый дополнительный выбор усложняет расчеты и перегружает мозг.

5. Чем больше страх смерти, тем меньше шансов насладиться жизнью.

Страх смерти вписывается в человека на генетическом уровне и становится основой всех остальных фобий. Но иногда страх смерти провоцирует страх самой жизни. Это страх перемен, самореализации, отношений. Иногда это просто не дает насладиться, иногда буквально парализует. Удивительно, но именно желание жить и радоваться жизни помогает избавиться от страха смерти.

6. Чем охотнее мы признаем свое несовершенство, тем больше нравимся людям.

Это противоречие известно как эффект Пратфелла: демонстрация вашей чувствительности повышает уровень эмпатии со стороны других. Эту акцию сегодня можно увидеть онлайн. Люди с ограниченными физическими возможностями описывают свои страдания и получают добрую поддержку читателей. Последователи бодипозитивного движения выкладывают необработанные фотографии в фотошопе и собирают миллионы лайков.

7. Чем больше мы размышляем о проблеме, чем меньше шансов ее решить.

Когда голова забита одной проблемой, человек перестает замечать очевидное. Даже в моменты бездействия мозг не отдыхает, а усиленно работает над задачей. Постоянное напряжение приводит к страхам и неврозам. И в таком состоянии принять решение просто невозможно. У психотерапевтов на этот счет есть универсальный совет: отпустите ситуацию, и решение придет само собой.

Выводы

  • Парадокс – это действие, противоречащее: логике, ожиданиям, ожидаемым событиям.
  • Большинство достижений современной философии и науки основаны на парадоксах, описанных в античной философии.
  • Ошибка выжившего — причина, по которой мы не можем скопировать чей-то успех.
  • Парадоксы нашего мышления работают для большинства людей.
Время радости
Добавить комментарий