Что такое когнитивная сфера

Когнитивная сфера входит в структуру факторов, определяющих действия и поведенческие реакции личности, наряду с такими компонентами, как мотивационно-потребностные, эмоционально-волевые характеристики, индивидуально-типологические характеристики. Проще говоря, когнитивная сфера направляет познавательные процессы и определяет сознание человека, служит источником знаний и представлений личности об окружающей среде и о себе.

4 шага на пути к безграничной энергии

⭐ Избавитесь от пожирателей энергии
⭐ Увеличите энергетическую емкость
⭐ Научитесь быстро восстанавливать энергию

Определение в психологии

Когнитивная сфера – это такая мыслительная деятельность, которая направлена ​​на реализацию функции рационального познания, что означает совокупность процессов понимания, обучения, осознания, запоминания, познания. Такое понятие, как когнитивная сфера, появилось в 1960-х годах, что связано с развитием кибернетики и отождествлением человеческого мозга с биологическим компьютером.

Научные исследования велись в направлении искусственного моделирования естественных психических процессов. Процессы, пригодные для моделирования, были названы когнитивными процессами. Психическая деятельность, не поддающаяся моделированию, называлась аффективной. Термин «когнитивная деятельность» первоначально означал способность выстраивать логический, постепенный и последовательный цикл обработки информации.

Обработка информации является основной задачей познавательной деятельности. Если процесс анализа данных обладает такими свойствами, как логичность, рациональность, методичность и обоснованность, то психология включает его в когнитивную сферу, а значит, может быть представлена ​​в виде алгоритма — последовательных, взаимосвязанных шагов (действий). Познавательная сфера личности включает в себя виды психической деятельности:

  1. Восприятие, понимание.
  2. Внимание, память.
  3. Анализ информации, мышление.
  4. Формулировка выводов.
  5. Разработка и реализация программы действий.

Чтобы психическую деятельность можно было классифицировать как когнитивную (обработка данных разумом), она должна быть связана с когнитивной функцией. Процесс нельзя квалифицировать как познавательный, если он обусловлен влечениями, эмоциями и желанием развлечься. Проще говоря, когнитивная область включает в себя приобретенные знания и умения, компетентность в каком-либо вопросе, способности и развитые таланты. Примеры:

  • Рациональное восприятие, руководствующееся критическим, аналитическим взглядом на вещи, без привлечения эмоций и интуиции. Пример: мороженое — лакомство, но от него лучше временно отказаться, если болит горло.
  • Рациональное озарение, которое связано с логическими рассуждениями, наличием рационального зерна в отличие от умозаключений, основанных на впечатлениях, эмоциях, переживаниях.
  • Рациональное влияние, отражающее убеждения, сформированные под влиянием разума. Иррациональные воздействия возникают под влиянием эмоциональных компонентов и внушений.
  • Рациональное мышление, основанное на принципах логики.

Психическая деятельность человека не всегда подлежит логическому оформлению. Часто мышление основано на чувствах, автоматизмах и стереотипах, навязанных образах и привычках. Объединение логики обычно приводит к рационализации, повышению качества выводов. Эмоциональные проявления относятся к аффективной сфере.

Определенные закономерности можно увидеть в возникновении тех или иных эмоций, связанных с привычками, фиксированными реакциями. Эмоции, которые подчиняются определенным законам и конструируются в рамках логически объяснимых критериев, могут быть включены в категорию когнитивных. Основной задачей человека в когнитивной области является обработка данных. Выделены состояния, которые связаны с функцией познания:

  1. Фокус внимания.
  2. Принятие решения.
  3. Выполнение задуманного плана.
  4. Контроль действия.

Познавательную сферу личности составляют такие свойства и особенности личности, как творчество, интеллект. Аффективность – это сфера чувств, предчувствий и интуиции. К аффективным проявлениям относятся импульсивные влечения и желания, впечатления, настроения и переживания.

Особенности формирования и развития

Когнитивная сфера в психологии является основой обучения. Психологический механизм приобретения знаний включает ассоциативно-рефлексивный компонент, предполагающий формирование отношений разной степени сложности между предметами и явлениями, предметами и свойствами. Создание связей основано на принципе ассоциаций, где основным критерием оценки является сходство или различие.

Познавательные процессы совершенствуются за счет развития воображения, восприятия и памяти. Как пишет швейцарский психолог Жан Пиаже, ребенок улучшает когнитивные функции, выполняя сознательные действия при взаимодействии с окружающей средой. Условием развития речевых навыков у детей является совершенствование сенсомоторного интеллекта. Обобщенные правила формирования познавательных функций дошкольника:

  • В основе развития речи лежат процессы воображения, мышления, запоминания и эмоциональные реакции.
  • Речевые навыки формируются под влиянием факторов — восприятия речевых компонентов в процессе общения со взрослыми, уровня речевой активности ребенка, генерализации речевых явлений.
  • Для развития речевых навыков необходимо совершенствовать речевую функцию — познавательную, коммуникативную, регулятивную.
  • Познавательная сфера тесно связана с психическим и физическим развитием ребенка.

Совершенствование познавательных способностей основывается на активной практической деятельности, регулируемой психикой. Когнитивная функция состоит из составных процессов — мнемических, перцептивных, интеллектуальных. Мнемоническая деятельность относится к процессам запоминания и последующего извлечения заученной информации, сохранения информации в памяти и постепенного забывания некоторых данных.

Перцептивная функция отражает способность концентрировать внимание, получать информацию и впечатления от внешнего мира и внутренней среды. Интеллектуальная деятельность включает воображение, творчество, мышление и речь. Интеллектуальная деятельность направлена ​​на создание информационных и творческих объектов, восполнение пробелов в знаниях путем изучения нового материала и обмена данными с другими.

Проще говоря, познавательное развитие заключается в стимулировании деятельности мышления, включающей формирование понятий и ассоциативных связей между ними, решение задач, совершенствование навыков логического анализа и творчества. На когнитивное развитие ребенка влияют генетические факторы, течение беременности, родовая травма, перенесенные заболевания, влияние окружающей среды и семейное воспитание.

Когнитивные расстройства

Когнитивные нарушения у детей коррелируют с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Когнитивные нарушения часто встречаются у детей с такими состояниями, как церебральный паралич, миопатия и рассеянный склероз. Часто эти расстройства возникают в результате инфекционных заболеваний — полиомиелита, кори, краснухи, энцефалита.

В основе когнитивных нарушений лежат двигательные нарушения, нередко сочетающиеся с сенсорным дефицитом. В результате у больных наблюдается интеллектуальное недоразвитие и ухудшение познавательной деятельности. Дефицит движений приводит к ухудшению когнитивных функций и возникновению эмоционально-волевых расстройств.

В зависимости от степени нарушения различают формы когнитивного дефицита — умственная отсталость и умственная отсталость. Обычно наблюдается дисгармоничное, неравномерное нарушение психических функций из-за разных размеров и различной локализации патологических очагов в мозговой ткани. Когнитивные нарушения часто встречаются у детей с церебральным параличом:

  1. Нарушение способности концентрироваться.
  2. Нарушение восприятия, часто возникающее в результате нарушения слуха, зрения и кожной чувствительности.
  3. Нарушения мышления и речи.

Поэтому у детей с ДЦП снижены общие знания об окружающем мире. Это связано с ограниченной физической активностью, снижением контактов со сверстниками и взрослыми и когнитивными трудностями, возникающими в результате сенсорного и моторного дефицита. Как следствие – искажение восприятия окружающего мира и общий дефицит информации.

У больных отмечаются такие симптомы, как замедление мыслительных процессов, вялость восприятия, затрудненное переключение с одного вида деятельности на другой. Эти факторы приводят к затруднениям в обучении. Характерным признаком когнитивной дисфункции у детей с детским церебральным параличом является истощение психической деятельности, что проявляется слабостью, агрессивностью, снижением стрессоустойчивости при увеличении интеллектуальной нагрузки.

Когнитивно-аффективные расстройства на ранних стадиях нейродегенеративных и психических заболеваний характеризуются такими симптомами, как: депрессия, повышенная тревожность, тревожность, нарушение способности к концентрации внимания, нарушение функций памяти. Когнитивно-аффективные расстройства, слабо выраженные, отражают инертность психической деятельности, что приводит к снижению работоспособности и повышенной утомляемости.

Когнитивная область включает в себя способность человека воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию, делиться ею с другими и сохранять ее в памяти.

Время радости
Добавить комментарий