Психологическая помощь

Психологическая помощь — это деятельность по применению психологических методов для эмоциональной поддержки, просвещения, развития и повышения социально-психологической компетентности человека. Психологическая помощь – это работа по разрешению различного рода психологических проблем, поиск и выбор путей входа из кризисной ситуации.

Виды психологической помощи

Сложно разделить отдельные виды психологической помощи строго развести нельзя. Как правило, их выделяют по тому, кто оказывает эту помощь. Психологически поддержать и оказать помощь может и не профессионал – друзья и близкие человека, коллеги, наставники и др. Есть люди, которые имеют способности и потребность помогать другим людям. Они часто интуитивно находят нужные слова и используют приемы, которые применяются в психотерапии. Психологическая помощь со стороны специалистов, получивших образование в этой области, более структурирована и, как правило, более эффективна. Эта работа касается глубоких причин психологических конфликтов и проблем.

Профессиональную психологическую помощь подразделяют на:

- психопрофилактика (предупреждение возникновения психологических проблем).

- психологическое просвещение (консультирование индивидуально или в формате лекций, семинаров и тренингов).

- психодиагностика (психологические тестирование или эксперимент с целью выявления определенных психологических показателей (эмоции, память, мышление, внимание и пр.)).

- психологическое консультирование (психологическая помощь с целью улучшения их адаптации, развития и расширении личностного потенциала).

- психотерапия (вид лечения, направленный на разрешение более глубоких личностных проблем и серьезное изменение личности). Психотерапию подразделяют на клиническую и неклиническую.

- психиатрия (вид медицинской помощи, консультирование по поводу симптомов и синдромов психических расстройств и по психофармакологии).

- психокоррекция (не глобальное изменение психологического состояния человека, отдельных параметров психики (улучшение эмоционального состояния или некторых черт характера, например).

Психологическая помощь может оказываться дистанционно. Например, по психологическому Телефону Доверия или психотерапевтом онлайн в Skype.

Нередко психологическая помощь оказывается несколькими консультантами совместно, врачом-психиатром и психологом, например. При этом каждый специалист консультирует человека по вопросам, в которых он более компетентен.

Оказание психологической помощи может происходить как индивидуально, так и в группах (групповая психотерапия, например).

Особенности психологической помощи

Важнейшие условие оказания психологической помощи – это ее добровольность. Исключения составляют люди с тяжелыми психическими расстройствами (психозы, зависимости), когда нарушена так называемая “критика к своему состоянию” и человек отказывается от психологической помощи. Задача консультанта в таком случае состоит в том, чтобы расположить к себе человека и убедительно объяснить необходимость такой помощи.

Требования к консультанту, оказывающему психологическую помощь — искренность, способность сопереживать другим, личностная гибкость и безоценочное принятие того, кому он помогает.

У психологической помощи есть этические принципы:

- доброжелательное и “теплое” отношение к клиенту, умение его выслушать, не перебивая, и понять, не критикуя.

- в первую очередь, внимание к нормам и ценностям клиента, а не к принятым в обществе нормам и правилам. Принятия ценностей человека определяет не только возможность его поддержать, но также позволяют в будущем менять эти ценности, ради психологического благополучия клиента.

- консультанту не разрешается давать конкретные советы в отношении жизненно важных решений человека. Консультант выступает, как профессионал-эксперт, помогает разобраться в трудностях, учит конкретным психологическим приемам, но лишь подводит клиента к решению, которое он должен делать самостоятельно

- анонимность психологической помощи означает, что любая информация, сообщённая клиентом, не может быть предоставлена без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе близким людям.

- четкое разграничение личных и профессиональных отношений между консультантом и клиентом. Дружеские, партнерские или сексуальные отношения могут навредить процессу оказания психологической помощи.

Психологическую помощь в Москве можно получить в различных организациях. Бесплатно ее оказывают консультанты Телефонов Доверия, центров социально-психологической помощи, благотворительных и некоммерческих организаций. В коммерческих структурах оказание психологической помощи происходит на платной основе. Преимущество такой помощи в том, что у специалиста есть дополнительный мотив быть более внимательным к своему клиенту, у него есть больше времени и средств помочь человеку. При оказании психологической помощи на коммерческих условиях следует составить договор, в котором оговариваются объем и сроки помощи, права и обязанности каждой стороны.

Увы, но в области оказания психологической помощи в Москве, например, можно встретить много некомпетентных “специалистов” или даже мошенников. Если вы будете внимательны, то вы сможете сделать вводы о реальной мотивации консультанта.

Важно не только правильно выбрать специалиста, исходя из его специализации и опыта, но и по совместимости личности консультанта и консультируемого. Не существует идеальных консультантов, искать нужно того, кто подходит именно вам.

Константин Блохин, психотерапевт, кандидат психологических наук, «Время Радости»



Похожие статьи:

Теги: , , , , , ,


Twitter Facebook Forrst Last FM